САН-ПРОСВЕТ - Просто о Важном

Плакаты для Взрослых

 

 

Взрослые_плакаты_0004_6_БЕЗОПАСНОЕ_ОБЩЕНИЕ_С_ЖИВОТНЫМ.png

 

 

Взрослые_плакаты_0010_Layer-1.png

 

Подробнее: САН-ПРОСВЕТ - Просто о Важном

Минута молчания, минута скорби


22 июня в 12:15 по московскому времени ОДНОВРЕМЕННО во всей России
объявляется минута молчания, минута скорби.

По всей стране люди
склоняют головы и вспоминают родных и близких, переживших самую
кровопролитную войну 20 века:
- прерывается вещание в эфире телевидения и радио, кабельных
каналов;
- прекращают работать кассы в торговых центрах;
- останавливается общественный транспорт;
- останавливаются личные автомобили;
- на предприятиях, где позволяет технологический цикл –
останавливается работа.

Зажги свою виртуальную "Свечу памяти" до 22 июня!

В России вновь стартовала онлайн-акция «Свеча памяти».  До 22-го июня по всей стране будут зажигать свечи в память о тех, кто отдал жизнь во имя Великой Победы. Уже сейчас на сайте деньпамяти.рф каждый может зажечь свою виртуальную свечу. Присоединяйтесь к акции и скажите «спасибо» ветеранам Великой Отечественной войны!

Баннер-СвечаПамяти-537x240.jpg

Формы работы с молодыми специалистами

 

Коллективная работа

Коллективная работа, направленная на оказание педагогической помощи молодым специалистам, используется в практике филиала под руководством педагога-наставника.

Педагогический совет

Участие в педагогическом совете является обязательным для всех членов педагогического коллектива школы. Как правило, первый для вновь прибывших молодых учителей педагогический совет проводится в конце августа, перед началом нового учебного года. Именно здесь выпускники вуза впервые видят своих новых коллег.

Для скорейшего стирания барьеров между «вновь прибывшими» и «старожилами», заранее организовывается небольшое приветствие для молодых специалистов с кратким рассказом о традициях школы, о педагогах, их достижениях и т. п.

Предоставляется слово учителям, пришедшим на работу в школу год-два назад, они рассказывают о своих профессиональных трудностях на тот момент и делятся опытом их разрешения. Такая форма общения помогает новичкам осознать, что их трудности не единичны и решаемы, их волнение – нормальное состояние для всех людей, начинающих работу на новом месте.

В дальнейшем педагогические советы используются для выявления в скрытой форме психологических особенностей молодых учителей. Для этого можно организовать с помощью психолога тестирование педагогического коллектива.

Также на педагогических советах своим опытом делятся опытные учителя, классные руководители, психологи. Такая форма работы позволяет молодым учителям получать новые знания, умения и навыки профессиональной деятельности, не задавая лишних вопросов своим наставникам.

Методический семинар

Основной задачей этой формы работы является расширение знаний молодых учителей обо всех сферах педагогической деятельности, о педагогических приемах взаимодействия с детьми, с родителями учащихся; изменение отношения к самому процессу образования. На семинарах учителя вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках», самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения педагогических проблем.

Наглядная педагогическая пропаганда

Осуществляя педагогическую пропаганду, в школе используются сочетания различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить молодых учителей с вопросами организации учебного процесса через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до новичков необходимую педагогическую информацию. Для молодых педагогов организуются посещения родительских собраний, внеклассных мероприятий, уроков опытных педагогов, после чего идет обмен мнениями об увиденном, отмечаются плюсы и минусы работы.

«Круглый стол»

Встречи за «круглым столом» расширяют профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих наставников. Как правило, выбирается одна, наиболее общая, проблема профессиональной адаптации учителя, которая и становится темой для обсуждения. Это может быть проблема поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса, прав и обязанностей педагогов и т. п. Правом выступить обладает каждый присутствующий за «круглым столом».

Педагогические конференции

Эта форма работы специально предназначена для обмена опытом между наставниками и молодыми учителями. Мысли, высказанные на конференции педагогами и подкрепленные их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на новичков. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам организации учебного процесса воспитания.

Групповая работа

Групповое консультирование

Организуется наставниками для молодых учителей, которые имеют одинаковые особенности педагогической деятельности, озабочены решением одной профессионально значимой проблемы. Не все, что касается этих учителей, представляет интерес для других, и потому есть смысл собрать их отдельно. Такая консультация имеет определенную и, в известной мере, специализированную направленность. Она включает, как правило, сообщение наставника по теме консультации и ответы на вопросы молодых педагогов.

Суть консультирования в процессе оказания наставнической поддержки заключается в следующем:

  • установление контакта и развитие позитивных взаимоотношений с молодыми учителями;
  • психолого-педагогическая диагностика профессионально значимой проблемы;
  • создание плана деятельности молодого учителя;
  • осуществление этого плана;
  • контроль и корректировка процесса;
  • системный анализ ситуации.

Основной задачей здесь является изменение неадекватных педагогических позиций новичков, расширение мотивов осознанности профессиональной деятельности учителя, оптимизация форм педагогического воздействия на учащихся.

В цикле консультирования традиционно выделяются следующие этапы:

  1. Создание психолого-педагогического климата, обеспечивающего успех консультирования.
  2. Наводящие вопросы, которые вызывают молодого учителя на откровенность.
  3. Наставник вникает в суть проблемы, осмысливает сложившуюся ситуацию и находит в ней нечто положительное, чего не заметил его подопечный.
  4. Консультант должен понять причину конфликта (проблемы), с которой к нему обратился молодой учитель.
  5. Не называя причины конфликта (проблемы), наставник подводит молодого учителя к пониманию этой причины.
  6. Наставник ненавязчиво подсказывает пути решения проблемы, так, чтобы молодой учитель был уверен, что он сам нашёл решение.
  7. Наставник подтверждает правильность догадки учителя (или корректирует вариант решения проблемы) и закрепляет мотивацию на выполнение принятого решения.

Групповые дискуссии

В их основе – конкретные педагогические ситуации, пережитые молодыми учителями. Ситуации могут быть предложены и наставниками, например, «Как привлечь родителей к участию в жизнедеятельности класса», «Как решить проблему нерационального использования времени на уроке». Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той или иной учебной (воспитательной) ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.

Обзоры педагогической литературы

Суть этой формы заключается в обсуждении содержания специально подобранных наставником научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам организации учебно-воспитательного процесса в филиале.

В групповой работе с молодыми специалистами часто используются игровые приемы: разыгрываются ситуации взаимодействия с учащимися и их родителями, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения.

Деловые игры

Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Конкретной, узко направленной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от компетентности, творческих способностей и выдумки наставников – организаторов игры.

Примерная структура игры такова:

  • подготовительный этап, который включает в себя определение целей, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования;
  • основной этап, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий;
  • заключительный этап, выражающийся в анализе результатов игры.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В них могут участвовать учителя, классные руководители, социальные педагоги, психологи и др. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации в педагогической деятельности.

Индивидуальная работа

Основным достоинством индивидуального обучения является возможность полной индивидуализации содержания, методов и темпов оказания наставнической помощи молодому учителю. Такая форма работы позволяет следить за каждым его действием при решении конкретных педагогических задач в процессе профессиональной деятельности; осуществлять корректировку и анализ эффективности взаимодействия в паре «наставник-подопечный».

Индивидуальные консультации

На них общепедагогические положения должны рассматриваться в конкретном приложении к определенным частным случаям.

Консультация может носить выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у молодых учителей. Эти особенности делают консультирование важным элементом в общей системе профессиональной поддержки учителя.

Практические занятия

Направлены на выработку и закрепление педагогических умений и навыков, являются действенной формой повышения профессионализма молодых учителей. Разрыв между их теоретическими представлениями о формах, методах и средствах обучения и воспитания и практическими умениями является наиболее характерным недостатком.

Программа целевой модели наставничества МБОУ СОШ №24

МУ «Управление образования администрации города Пятигорска»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕПОДКУМСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24

г. ПЯТИГОРСКА

Согласовано:

зам. руководителя по УВР

_________/Е.Г. Каширина/

от «__»____________2022г.

Утверждено:

Директор МБОУ СОШ №24

_________/П.И. Муратиди/

Приказ № __ от «__» _____________ 2022г.

Программа целевой модели наставничества «Педагог-педагог» с индивидуальным планом развития под руководством наставника

                                                                                         Программу составила:

                                                                                      педагог-наставник Никшина Е.В., учитель русского языка и литературы

высшей категории

пос. Нижнеподкумский, 2022 год

Содержание программы:

I. Пояснительная записка

Актуальность разработки программы наставничества

Взаимосвязь с другими документами организации    

Цель и задачи программы наставничества

Срок реализации программы

Применяемые формы наставничества и технологии

II. Содержание программы

Основные участники программы и их функции

Механизм управления программой наставничества

III. Оценка результатов программы и ее эффективности

Организация контроля и оценки

Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества

IV. План реализации мероприятий программы наставничества на учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность разработки программы наставничества

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное  образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2017 года.

Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также  оказывать методическую помощь в работе.  

Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста  и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую  помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации.

Данная программа очень актуальна для МБОУ СОШ №24, так как в ней работают два молодых специалиста, один из которых еще является студентом. 

Взаимосвязь с другими документами организации

Составленная программа тесно связана с действующими документами  школы: ООП, рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы, классным  электронным журналами и журналом по технике безопасности,  планом социально-психологической службы.

Цель и задачи программы наставничества

Программа наставничества направлена на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации  молодых и вновь прибывших специалистов, проживающих на территории РФ.

Задачи:

  • Адаптировать вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение  норм, требований и традиций школы и с целью закрепления их в образовательной организации.
  • Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения.
  • Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у  педагогов с целью  повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения младших школьников.
  • Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого  педагога.
  • Оценить результаты программы и ее эффективность.

Срок реализации программы

Данная программа наставничества рассчитана на 1 год.

Срок осуществления: с 01.10.2022 по 20.05.2023.

Применяемые формы наставничества и технологии

Форма наставничества: «Педагог – педагог»

Ролевая модель: «Опытный учитель – молодой специалист».

Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Технологии, которые будут применяться в данной программе на 2022 – 2023 учебный год, подобраны исходя из практики работы опытных учителей  школы с наставниками, с учётом нехватки времени наставников и в связи с учебой наставляемого.

Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, медиация, проектная.

Возможные риски при реализации программы и способы их предотвращения:

п/п Возможные риски Способы преодоления
1 Высокая нагрузка наставника Привлечение других педагогов, педагога-психолога
2 Отношение наставника к наставляемому по модели «учитель – ученик» Использование реверсивного наставничества
3 Низкий уровень ответственности, отсутствие готовности к длительному, добросовестному труду Привлечение наставляемого к работе в детском пришкольном лагере в качестве наставника смены «Пятигорск с Пушкиным»
4 Завышенная самооценка и необоснованные ожидания Вовлечение наставляемого в деятельность клуба молодых педагогов в г.Пятигорске; участие наставляемого в фестивале педагогических идей

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные участники программы и их функции

Ф. И. О., должность наставляемого: Багян Н.М., учитель родного (русского) языка.

Ф. И. О., должность наставника: Никшина Е.В., учитель русского языка и литературы.         

Механизм управления программой

Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:  

Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.  

Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.  

Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.  

Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

Требования, предъявляемые к наставнику:

 -знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

 -изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

 -вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

-проводить необходимое обучение;

-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;

-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

  -личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

 -подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к молодому специалисту: 

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

 - выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

 - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

 - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

 - периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения. 

Формы и методы работы с молодым специалистом:

беседы;  собеседования; тренинговые занятия;  встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков;  анкетирование, тестирование;  участие в различных очных и дистанционных мероприятиях;  прохождение курсов.

III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Организация контроля и оценки

Контролировать и оценивать работу наставляемого будет наставник и руководитель ШМО гуманитарного цикла.

Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

Текущий и итоговый контроль будет происходить  по итогам реализации программы в форме составленного наставляемым и наставником отчёта на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла, а также в форме выступления на педагогическом совете как один из рассматриваемых вопросов.


IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ожидаемые результаты 

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги - наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

  • Успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
  • активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;
  • умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу


План работы на 2022-2023 учебный год

п/п Этапы реализации программы Сроки реализации Планируемый результат Критерии оценивания Мероприятия по отчету о ходе программы
1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления
1.1 Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития

До

20.10. 2022

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития Результат достигнут в полной мере
1.2 Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником для уточнения зон развития

До

20.10. 2022

Сформулирован перечень тем консультаций с наставником Результат достигнут в полной мере
1.3 Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенций, подготовки и реализации проекта и др.) с учетом тем мероприятия раздела 2

До

20.10. 2022

Разработаны меры по преодолению профессиональных трудностей Результат достигнут в полной мере
Раздел 2. Вхождение в должность
2.1

Познакомиться с ОО, ее особенностями, направлениями работы, Программой развития.

Изучить структуру управления ОО

До

20.10. 2022

Осуществлено знакомство с особенностями и направлениями работы ОО в области применения ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности.

Изучена структура управления школой и функции органов управления.

Изучена Программа развития

Результат достигнут в полной мере
2.2 Изучить помещения ОО (основные помещения, правила использования и пр.): учебные кабинеты, актовый зал, физкультурный зал, библиотека, столовая и пр.

До

20.10. 2022

Хорошая ориентация в здании и помещениях школы. Знание путей эвакуации и аварийных выходов Результат достигнут в полной мере
2.3 Изучить локальные нормативные акты ОО: Правила внутреннего трудового распорядка; положения, регулирующие образовательную деятельность, и др.

До

20.10. 2022

Изучены Правила внутреннего трудового распорядка. Изучено положение о текущей и промежуточной аттестации, положение о системе оценивания в ОО Результат достигнут в полной мере
2.4  Познакомиться с коллективом и наладить взаимодействие с ним: руководство ОО, педагоги-предметники, педагог-психолог, бухгалтерия До 01.11.2022 Совместно с наставником осуществлены визиты-знакомства к руководителям ШМО, педагогу-психологу, в библиотеку. Во время визитов обсуждены порядок взаимодействия и направления сотрудничества Результат достигнут в полной мере
2.5 Изучить официальный сайт ОО, странички ОО в социальных сетях, правила размещения информации в сети интернет о деятельности ОО До 01.11.2022 Изучены правила размещения информации в сети интернет Результат достигнут в полной мере
2.6 Изучить нормативные документы, регулирующие деятельность педагога: трудовой договор, положение об оплате труда, должностную инструкцию, Положение о ВСОКО До 01.11.2022 Изучено содержание нормативных документов, регулирующих деятельность педагога: трудовой договор, положение об оплате труда, должностная инструкция, Положение о ВСОКО Результат достигнут в полной мере
2.7 Изучить Кодекс этики и служебного поведения сотрудника ОО. Освоить правила поведения с родителями, коллегами, учащимися До 15.10.2022 Осуществление деятельности в соответствии с Кодексом этики и служебного поведения сотрудника ОО Результат достигнут в полной мере
2.8 Сформировать понимание о правилах безопасности и охраны труда при выполнении должностных обязанностей

До

20.10. 2022

Соблюдение правил безопасности и охраны труда при выполнении должностных обязанностей  Результат достигнут в полной мере
2.9 Изучить методику построения и организации результативного учебного процесса До 20.05.2023

Организовать результативный учебный процесс по предмету «Родной (русский) язык» в 5-9-х классах.

Организовать результативный учебный процесс по читательской грамотности

2.10 Научиться анализировать результаты своей профессиональной деятельности До 15.04.2023

Изучить методы самоанализа урока.

Представить пять самоанализов урока, рассмотреть на заседании ШМО учителей русского языка и литературы
3. Направления профессионального развития педагогического работника
3.1 Изучить психологические и возрастные особенности учащихся 5–9-х классов До 01.11.2022 Изучены психологические и возрастные особенности учащихся 5–9-х классов, которые учитываются при подготовке к занятиям Результат достигнут в полной мере
3.2 Освоить эффективные подходы к планированию деятельности учителя До 15.11.2022 Освоен подход SMART-целеполагание Результат достигнут в полной мере
3.3 Познакомиться с успешным опытом организации внеклассной деятельности по повышению функциональной грамотности учащихся До 15.11.2022 Изучен опыт организации тематических квестов по функциональной грамотности Результат достигнут в полной мере
3.4 Изучить успешный опыт работы с родителями. Изучить методику подготовки и проведения родительских собраний. Освоить приемы вовлечения родителей во внеурочную деятельность До 01.03.2023 Совместно с наставником подготовиться к проведению родительского собрания в 5 классе. Подготовиться к проведению классного часа с привлечением родителей «Профессии наших пап и мам»
3.5 Освоить методику составления технологических карт урока До 15.10.2022 Составлены технологические карты уроков и поурочные планы по предмету «Родной (русский) язык» для 5-9-х классов Результат достигнут в полной мере Предоставление технологических карт урока наставнику и куратору-заместителю директора по УВР
3.6 Изучить методику организации проектной и исследовательской деятельности учащихся

До

20.03. 2023

Подготовить три проекта для представления на школьной научно-практической конференции Представление проекта на школьной научно-практической конференции
3.7 Изучить положение об электронном журнале и дневнике. Изучить технологию работы в электронном журнале

До

20. 10.2022

Изучен интерфейс, основные функции и инструменты электронного журнала Результат достигнут в полной мере
3.8 Изучить систему профессионального развития педагога в городе. Узнать возможности использования ресурсов методических центров, стажировочных площадок До 15.02.2023 Выбрать формы собственного профессионального развития на 2023/24 учебный год Участие в фестивале педагогических идей
3.9 Изучить алгоритм поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций с родителями, коллегами. Освоить способы урегулирования и профилактики конфликтов  До 01.02.2023  Изучить алгоритм поведения педагога при возникновении конфликтной ситуации в классе, связанной с буллингом учащегося
3.10  Изучить лучшие практики изучения читательской грамотности на уроках родного (русского) языка До 15.04.2023 Изучить практику разработки и организации работы по развитию   читательской грамотности
3.11 

Подготовить выступление на педагогическом совете, отчет на заседании ШМО гуманитарного цикла,

подготовить публикацию для альманаха работ молодых педагогов

До 15.05.2023 Подготовить выступление на педагогическом совете, подготовить статью на тему «Читательская грамотность на уроках родного (русского) языка в 5-9-х классах» Выступление на педагогическом совете, публикация статьи на тему «Читательская грамотность на уроках родного (русского) языка в 5-9-х классах»

Памятка-план самоанализа урока

ПАМЯТКА

План самоанализа современного урока в рамках ФГОС

  1. Характеристика класса.
  2. УМК, предметная область, тип урока, место урока (место данной темы в тематическом планировании).
  3. Цель и учебные задачи (соответствие теме, сотворчество с учащимися, наличие учебных задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов).
  4. Содержание, виды заданий (соответствие программе, УМК, теме, цели, задачам урока, описание содержания, его эффективность, формируемые УУД при выполнении соответствующих видов заданий).
  5. Методы и приемы (использование активных, интерактивных методов и приемов обучения).
  6. Формы организации (соответствие цели и задачам урока, целесообразность, наличие традиционных и интерактивных форм).
  7. Современные образовательные технологии (наличие технологии проблемного обучения, технологии проектной деятельности, ТДМ, ТРИЗ, РКМЧП и т.д., соответствие цели и задачам, целесообразность, оптимальность).
  8. Позиции и роли учащихся (чтец, информатор, мыслитель, творец, регистратор, зритель, слушатель и т.д.).
  9. Позиции учителя (организатор, консультант-фасилитатор, лектор-эксперт). Стиль общения.
  10. Виды активности (познавательная, социальная, физическая активность, разнообразие и взаимозависимость).
  11. Информационная предметно-развивающая среда. Организация выбора (партнеров, центров активности, источников информации, видов деятельности и т.д.).
  12. Индивидуализация, дифференциация (целесообразность, оптимальность, способы организации).
  13. Учёт принципов безотметочного обучения, использование приёмов КОД.
  14. Подведение итогов урока (в академическом, личностном и эмоциональном плане, рефлексия).

Оформление конструкта урока

Дата __________

ОУ ________ и класс _______

Тема _________ Тип урока ___________

Цель (формирование, овладение, развитие …) __________________________

Задачи (учить…., развивать…. воспитывать….) ________________________

Планируемый результат (на основе задач) _____________________________

Оснащение (оборудование и информационные источники) _______________

Ход урока

Этапы. Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке

Оценка

в баллах

Уровень

работы

учителя

1.Целеполагание

Учитель формирует содержательную цель урока

(формирование системы ценностей по данному предмету)

1-2 низкий
Формулирует содержательную и развивающую цели урока 3-4 средний
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам 5-6 Выше среднего
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий ) 7-8 Хороший
Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата) 9-10 Высокий
2. Мотивация
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. 1-2 Низкий
В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся 3-4 Средний
Продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием 5-6 Выше среднего
Добивается, чтобы учащихся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества 7-8 Хороший
Добивается, чтобы учащихся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Учащихся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. 9-10 Высокий

3.Содержание учебного материала и содержание образования

(СУМ и СО)

   
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока 1-2 Низкий
Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы с мотивацией 3-4 Средний
Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение) представлена обучающимся наглядно 5-6

Выше

среднего

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО 7-8 Хороший
Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата 9-10 Высокий
4. Формы организации познавательной деятельности учащихся
Работает с классом фронтально на всех этапах урока 1-2 Низкий
Использует парную или групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи 3-4 Средний
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе 5-6

Выше

среднего

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета 7-8 Хороший
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню знаний 9-10 Высокий
5. Методы обучения
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения 1-2 Низкий
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму) 3-4 Средний
Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам 5-6

Выше

среднего

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию 7-8 Хороший
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления 9-10 Высокий
6. Рефлексия
Оценивает работы учащихся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая учащихся 1-3 Низкий
Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) 3-4 Средний
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать 5-6

Выше

среднего

Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает учащихся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям) 7-8 Хороший

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.

Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке

9-10 Высокий
ИТОГО:    

Памятка-как подготовить урок

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

• четко определить и сформулировать для себя его тему;

• определить место темы в учебном курсе;

• определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

• и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

• узнавание нового материала;

• воспроизведение;

• применение знаний в новой ситуации;

• применение знаний в незнакомой ситуации;

• творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

• задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

• задания, способствующие осмыслению материала учеником;

• задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

• что контролировать;

• как контролировать;

• как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

• формальную;

• содержательную;

• аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок N __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи: обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________

______________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть - состоит из двух частей:

1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так :

этап урока что делают: Ученики, Учитель

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

Этапы урока

І. Тема урока
1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приемы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.
ІІ. Повторение опорных знаний
1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
4. Формы контроля над работой класса, отдельных учащихся.
ІІІ. Усвоение новых знаний
1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
4. Проблемные и информационные вопросы.
5. Варианты решения проблемы.
6. Варианты закрепления изученного.
IV. Формирование умений и навыков
1. Конкретные умения и навыки для отработки.
2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
3. Способы «обратной связи».
4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.
V. Домашнее задание
1. Что повторять и приготовить к уроку.
2. Творческая самостоятельная работа.
3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).

Основные этапы современного урока
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку;
проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);
проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;
постановка цели и задач урока перед учащимися;
организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний – это центральное звено урока;
первичная проверка понимания нового материала;
организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);
творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;
подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.

Типология уроков
Классические типы уроков:
 
1 – вводный;
2 – тренировочный;
3 – контрольный (проверочный);
4 – закрепление знаний, умений, навыков;
5 – урок самостоятельной работы;
6 – с использованием ТСО и ЭВТ;
7 – урок практической работы;
8 – комбинированный урок;
9 – повторительно-обобщающий;
10 – урок повторения;
11 – овладения знаниями, умениями, навыками;

Структура традиционного урока
Структура урока изучения нового материала:
1 – первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
2 – указание на то, что учащиеся должны запомнить;
3 – мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; 
4 – сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
5 – первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
6 – контроль результатов первичного запоминания;
7 – регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
8 – внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
9 – частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока формирования умений и навыков:
1 – постановка цели урока,
2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 – проведение проверочных упражнений,
4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 – упражнения на их освоение,
6 – упражнения на их закрепление,
7 – тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 – упражнения творческого характера, 
10 – итог урока, 
11 – задание на дом.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 – проверка выполненных работ;
5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 – задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
1 – сообщение темы, цели и задач урока;
2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 – проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 – применение учащимися знаний, практические задания;
7 – выполнение комплексных творческих работ;
8 – итоги урока;
9 – домашнее задание.

Структура урока проверки знаний:
1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1 – сообщение темы, цели и задач урока;
2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
1 – организация начала урока;
2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 – подведение итогов и результатов урока;
8 – задание на дом;
9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Нетрадиционные типы уроков:
1 – ролевые игры;
2 – исполнение сказочного сюжета;
3 – урок фантазирования;
4 – деловая игра;
5 – круглый стол или конференция;
6 – пресс-конференция;
7 – урок открытых мыслей;
8 – урок-соревнование;
9 – урок-КВН;
10 – викторина;
11 – следствие ведут знатоки;
12 – аукцион знаний;
13 – урок-диспут;
14 – урок-турнир;
15 – урок-эврика;
16 – волшебный конверт;
17 – межпредметный интегрированный урок;
18 – урок-конкурс;
19 – урок творчества;
20 – математический хоккей;
21 – урок-спектакль;
22 – смотр знаний;
23 – урок-игра;
24 – урок-зачет;
25 – урок-путешествие;
26 – урок-состязание;
27 – урок взаимообучения;
28 – урок-восхождение;
29 – урок-диалог;
30 – мозговая атака;
31 – урок-брифинг;
32 – актуальное интервью;
33 – имитационно-ролевое моделирование;
34 – моделирование мышления учащихся;
35 – ролевая деловая игра;
36 – урок-лекция:
1) проблемная,
2) лекция, 
3) лекция вдвоем,
4) лекция-пресс-конференция,
5) лекция-консультация,
6) лекция-провокация,
7) лекция-диалог.

Рекомендации молодому учителю

• Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. 
• Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником. 
• Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске. 
• Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми. 
• Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую. 
• Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски. 
• Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения. 
• Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно. 
• Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь". 
• Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи. 
• Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого. 
• Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной. 
• Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт. 
• Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду. 
• Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает. 
• Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным. 
• В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство. 
• Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам. 
• Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости. 
• Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут. 
• Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

Узелки на память

1. Прочитайте раздел программы, который надо изучать на уроке. 
2.Изучите материал этого раздела. 
3.Проанализируйте учебный материал. 
4.Сформулируйте цель урока. Ответьте на вопросы, чего бы вы хотели достичь в результате урока. 
5.Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к выполнению задач урока. 
6.Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся. 
7.Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке. 
8. Продумайте структуру урока, его ход. 
9. Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте. 
10. Повторите про себя или вслух узловые моменты плана. 
11. Проверьте себя: 
• какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно- следственные связи должны быть усвоены на уроке; 
• какое умение формируется на данном уроке; 
• какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке; 
• какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала. 

ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил до­машнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием про­блемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, кото­рые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6. Мотивируя оценку знаний, придайте своим словам деловой, заинтересо­ванный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9. Удерживайтесь от излишних замечаний.

10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помо­щи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого автори­тета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за под­держкой классу.

Кейс наставника

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НИЖНЕПОДКУМСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24

(МБОУ СОШ № 24)

357566, Российская Федерация, Ставропольский край, г.Пятигорск

пос. Нижнеподкумский, ул. Гагарина, 22

тел: 8(8793) 36-74-35, 8(8793) 36-74-48, факс: 8(8793) 36-74-35

адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

КЕЙС НАСТАВНИКА

Составитель: Никшина Е.В., учитель русского языка и литературы высшей категории

2023 год

Пояснительная записка

Актуальность: 2023 год объявлен Президентом Российской Федерации В.В.Путиным Годом педагога и наставника. Педагога и наставника. Почему именно в такой формулировке? В чем разница между педагогом и наставником? Что общего? Наставник – это обязательно учитель, педагог? Кто еще может выполнять функции наставника? Наставник – это человек, который не только нас чему-то научил, но и оказал существенное влияние на наше мировоззрение, сыграл значимую роль в нашей жизни: поддержал, защитил, помог найти себя и выбрать свой путь.

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы. Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психологов, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю.

Хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.

Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Образовательное учреждение, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

Цели наставничества: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

- обеспечить полноценную адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;

- использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;

- привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности;

- адаптировать молодого педагога к корпоративной культуре, приобщить к лучшим традициям коллектива общеобразовательной организации, правилам поведения в ОО, сознательному и творческому отношению к выполнению своих должностных обязанностей;

- совместно планировать работу с молодым педагогом по включению его в профессиональную деятельность.

Структура кейса

  1. Понятие и сущность наставничества педагогических работников
  2. Методика подбора наставнической пары
  3. Этапы реализации наставничества
  4. Использование профессионального инструментария
  5. Программа целевой модели наставничества
  6. Приложения

Понятие и сущность наставничества

Под наставничеством педагогических работников понимается форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Наставничество педагогических работников в образовании в целом может рассматриваться как социально-профессиональный институт, обеспечивающий передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников.

Помимо этого, наставничество педагогических работников является элементом системы дополнительного профессионального образования, которая обеспечивает непрерывное профессиональное образование педагогов в различных формах повышения квалификации.

Наставничество педагогических работников на современном этапе развития образования рассматривается и как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания и опыт, формировать необходимые навыки, смыслы, ценности и компетенции быстрее, чем традиционные способы наставничества. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания и опыт, но и отвечает на вызовы времени, стоящие перед системой российского образования.

И, наконец, наставничество педагогических работников является составной частью методической работы в образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников. Оно включает работу с молодыми специалистами деятельность по адаптации педагогических кадров в новой образовательной организации.

Форма наставничества

Форма наставничества – это способ реализации наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

В МБОУ СОШ №24 наставничество реализуется по форме «Учитель – учитель».

Ролевая модель: «Опытный учитель – молодой специалист».

Наставник: Никшина Екатерина Владиславовна, учитель русского языка и литературы высшей категории.

Наставляемый: Багян Нина Минасовна, учитель второго иностранного и родного (русского) языка.

Методика подбора наставнической пары

Важным условием успешного взаимодействия наставника и наставляемого является правильный подбор наставнической пары. При этом должен необходимо соблюдать принцип добровольности.

Перед подбором наставнической пары в МБОУ СОШ №24 учителям было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1), в которой возможен выбор трех вариантов ответа. Анализ анкет выявил совпадающие пункты из трех выбранных позиций.

Следующий шаг после подбора наставнической пары – определение вида наставничества. Здесь также помогло анкетирование (Приложение 2), которое помогло определить основной вид наставничества – традиционное наставничество (более опытный наставник – менее опытный наставляемый, очно и длительно, в своей образовательной организации), а также реверсивное наставничество («ты – мне, я – тебе»).

Этапы реализации наставничества

1. Подготовительный: определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий наставника и наставляемого, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.

2. Основной: организация непосредственного взаимодействия наставника и наставляемого в процессе реализации наставнической программы, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.

3. Заключительный: мониторинг результатов, рефлексия (саморефлексия), определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Наставничество как форма самоанализа педагога-наставника

Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).

Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:

  • наставничество помогает увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
  • при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получает удовлетворение от общения с педагогом-воспитанником;
  • настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;
  • выполнение функций наставника может помочь в развитии педагогической карьеры учителя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе гимназии;
  • поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности.

Цели и задачи наставничества

Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении; формирование в школе кадрового ядра.

Задачи школьного наставничества:

  • привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ОУ;
  • ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • способствовать успешной адаптации молодых учителей к корпоративной культуре, правилам поведения в ОУ.

Функции наставника

  • совместно с молодым специалистом составляет план его профессионального становления
  • помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности
  • дает нужные советы и рекомендует необходимую для работы литературу
  • вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих учителей и затем анализирует их
  • привлекает молодого специалиста к разработке планов занятий и различного рода учебно-методической документации
  • учит составлению календарно-тематических планов
  • знакомит с нормативными документами по организации учебно-воспитательной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников
  • посещает занятия, уроки, внеклассные мероприятия по предмету у своего подшефного и проводит их разбор

Обязанности молодого специалиста

1. Изучать Закон "Об образовании", нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

2. Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.

3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

5. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.

6. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

Права молодого специалиста

1. Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4. Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.

5. Повышать квалификацию удобным для себя способом.

6. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в т. ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

7. Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Диагностика затруднений и потребностей педагога

Название диагностируемой позиции да отчасти нет
І. Испытываю проблемы
1. Моделирование
а) «целеполагания»:
- цели и задач мероприятия;
- путей мотивации учащихся.
б) «содержания»:
- «порций» подачи материала;
- структуры содержания;
- формы подачи содержания.
в) «организации»:
- адекватно цели, задач и содержанию;
- позитивной коммуникативной с участниками образовательного процесса.
г) «методики»:
- методов (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый, исследовательский, проектов и др.);
- средств (наглядных, технических и др.);

- приёмов:

активизации познавательной деятельности; активизация мыслительной деятельности; активизация творческой деятельности.

2. Реализация:
а) «целеполагания»:
- определение места предъявления целей и задач (начало – конец) мероприятия;
- определение способа предъявления целей и задач (педагог – обучаемый) мероприятия;
- «увязывание» целей и задач мероприятия с потребностями обучаемых на основе использования результатов социально-педагогической диагностики
б) в предъявлении содержания:

- с использованием технологий (элементов): Сингапурской методики;

проектной; игры;

развивающего обучения;

развития критического мышления; другие.

в) в проведении занятий:
- знакомство с новым содержанием;
- отработка умений и навыков;
- коррекционных;
- итоговых;
- комбинированных;
- других.
г) в организации работы:
- парной;
- групповой;
- по само- и взаимоконтролю;
- по оценке и самооценке;
- другое.
д) в применении на занятии:
- технических средств обучения;
- электронно-вычислительной техники;
- изготовление и применение наглядных средств;
- другое.
3. Рефлексия
а) в выборе:
- оснований для самоанализа;
- критериев для анализа деятельности обучающихся;
- показателей для анализа результатов деятельности обучающихся.
б) в проведении:
- анализа и самоанализа.
в) в определении эффективности мероприятия в т.ч.:
- степени влияния на личностное развитие обучаемых;
-содержания мероприятия;
- организации и формы его проведения;
ІІ. Есть затруднения:
- знание концепций, образовательных стандартов по предмету, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся, нормативной базы;
- подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам;
- подготовка учащихся к продолжению образования;
- знание психолого-возрастных особенностей учащихся;
- знание эффективных методик и технологий взаимодействия с учащимися;
- умение использовать ЭВТ, ТСО
ІІІ. Хотелось бы:
- послушать:
- изучить:
- обсудить:
- увидеть:
- попробовать:
IV. Могу предложить:

Анкета Подбор наставнической пары

 

Представьте, что Вам предложили выбрать наставника (стать наставником) из членов педагогического коллектива Вашей образовательной организации. Какая модель взаимоотношений между наставником и наставляемым в наибольшей степени ассоциируется у Вас с понятием «идеальный наставник»?

Возможен выбор трех вариантов ответа:

  • Квалифицированный консультант и практический помощник при подготовке наставляемого к уроку или мероприятию.
  • Опытный эксперт и инструктор по решению профессиональных проблем, который ориентируется на достижение наставляемым поставленной конкретной цели (профессионального запроса).
  • Мотиватор профессионального роста и выработки индивидуального педагогического почерка наставляемого.
  • Требовательный и строгий ментор, авторитетный в педагогическом коллективе, гарантирующий успешный выход наставляющего на аттестацию.
  • Педагог, практикующий инновационные педагогические технологии, отлично владеющий компетенциями, дефицитными для наставляемого.
  • Образец для подражания, кумир и харизматичный лидер, вдохновляющий наставляемого собственным примером и увлекающий его за собой.
  • Товарищ и единомышленник наставляемого, который видит в подопечном коллегу, равного себе, уважает его как личность, выявляет его достоинства и достижения.
  • Душевный и доброжелательный защитник интересов подопечного, хорошо понимающий его проблемы и трудности, умеющий поддержать и подбодрить в трудную минуту.
  • «Играющий тренер», который все показывает на собственном опыте и ориентирован на совместное («рука об руку») с наставляемым участие в профессиональной деятельности (совместное проведение уроков, совместное участие в проектно-исследовательской деятельности, совместное участие в конкурсах профессионального мастерства и т.д.).
  • Другое (свой вариант ответа).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета Определение вида наставничества

 

Какие виды наставничества Вы считаете для себя более предпочтительными?

Возможен выбор трех вариантов ответа:

  • Групповое («веерное») наставничество (один наставник – несколько наставляемых).
  • Групповое комплексное наставничество (один наставляемый – несколько наставников по различным вопросам педагогической деятельности).
  • Реверсивное наставничество («ты – мне, я – тебе»).
  • Традиционное наставничество (более опытный наставник – менее опытный наставляемый, очно и длительно, в своей образовательной организации).
  • Дистанционное («виртуальное») наставничество, позволяющее найти наставника за пределами своей образовательной организации (возможно, в другом регионе, в педагогической ассоциации, предметном сообществе или в их комбинации).
  • Эпизодическое наставничество (обращение к наставнику в форме разовых консультаций).
  • Целеполагающее наставничество (разбивка значимой цели на несколько целей-шагов, пошаговое достижение этих целей, выстраиваемых в определенной последовательности по направлению к значимой цели).
  • Ситуационное наставничество (немедленное реагирование наставника на проблемную ситуацию, возникшую у наставляемого).

Год педагога и наставника в МБОУ СОШ №24

b5e7f662 f527 4a64 bb51 2b1c2f165282

Вы здесь: Главная Uncategorised